Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 20:26

МКДОУ №4 город Сим

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поговорим о нравственном воспитании

Страничка педагога старшей логопедической группы "Журавлик"
 Дильман Татьяны Александровны 
(I квалификационная категория, педагогический стаж - 35 лет)

     Одной из важных проблем педагогической науки является нравственное воспитание. В наше время особую актуальность приобретает важнейшая из задач нравственного воспитания личности – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, выражающимися в категориях добра и справедливости...

О нравственном воспитании детей разного пола.

 

«…Из чего же, из чего же, из чего же

      Сделаны наши мальчишки?

      Из пружинок и картинок,

      Из стекляшек и промокашек,

      Сделаны наши мальчишки!

      Из чего же, из чего же, из чего же

      Сделаны наши девчонки?

      Из платочков и клубочков,

      Из загадок и мармеладок

      Сделаны наши девчонки!» 

     Известный отечественный социолог Д. В. Колесов считает: « полоролевое воспитание, цели и задачи которого определяются интересами общества, является важнейшим разделом нравственного воспитания, ибо связано с необходимостью укрепления семьи и овладения подрастающим поколением культурой взаимоотношения полов».

    Итак, проблема полов. Сколько лет она существует? Очевидно, столько, сколько существует человечество. Чем вызваны психологические различия между мужчинами и женщинами? Только ли физиологическими особенностями? В последнее время психологи все чаще и чаще замечают, что решающую роль в половых различиях играет не столько физиология сколько воспитание. С самого раннего возраста мы готовим детей к разным психологическим ролям, ориентируем их на разные ценности и жизненные задачи. Мальчиков и девочек воспитывают по - разному и поэтому формируют у них разные потребности, и интересы.

    Детство для человека – это пора развития основных физиологических функций. В этот период у ребенка формируется психический пол его личности. Участие в формировании психического пола ребенка принимают, прежде всего, родители и его ближайшее окружение. Мы сами «лепим» мальчиков и девочек – каждого по своим правилам, следуя древнейшим традициям. Рождается младенец мужского пола, и мы начинаем растить его мужчиной, отсекая все проявления, которые нарушают образ мальчика. А если младенец женского пола – лелеем все то, что помогает создать притягательный женский облик. С первых лет жизни малыш слышит: «Не плач, как девочка!», или «Не дерись, ты же не мальчик!».

     Любой родитель мечтает, чтобы его дитя выросло здоровым, честным, добрым, умным и в итоге успешным в жизни. Но дорога к счастью для мальчиков и девочек строится с учетом полоролевых норм общества.

     В процессе становления детской психики очень велика роль игры и игрушек. Как играют девочки – они раскладывают перед собой свои богатства – и кукол, посуду, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве. Им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков другие: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т. д.,  используют при этом все предоставленное пространство. Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые готовят их к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навык сотрудничества. Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, Помогают развить навыки, которые потом лягут в основу пространственных, математических и технических способностей, поощряют независимое соревновательное поведение.

      Огромную роль в нравственном воспитании мальчиков и девочек с учетом формирования у них представлений мужественности и женственности, а так же о содержании семейных ролей, является детская литература.

     Детская литература предлагает мальчикам и девочкам  разные модели поведения. Малыши впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте. Если вы хотите, чтобы ваш малыш не испытывал серьезных трудностей во взаимоотношениях с противоположным полом, не стоит ждать, когда он вырастет. Читая ребенку детские книжки, помогайте ему не только усвоить факты, но и понять способ мышления, причины действий и поступков, которые совершает герой произведения. Это можно сделать, задавая вопросы: какой герой этого произведения? Почему он так поступает? О чем он думает? Что тебе в нем нравится? И т. д.

     Сказка – сказкотерапию можно назвать «детским методом», потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы, легенды, и притчи можно разделить на три группы:

- Мужские, где главный герой - персонаж мужского пола;

- Женские, где главная героиня - персонаж женского пола;

- Смешанные, где присутствуют герои и мужского и женского пола.

      Самые популярные сказки для формирования мужественности, смелости и отваги: «Три поросенка», « Колобок», «Иван - крестьянский сын и Чудо – Юдо», «Золотой ключик» Л. Толстого, «Айболит» К. Чуковского. В них показан важнейший для мужчины архетип борьбы. Причем, если в «Трех поросятах» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерять поражение. На этих незамысловатых сюжетах можно объяснить мальчику, что при противостоянии с одним противником нужна сила, с другим – осторожность, с третьим – хитрость, с четвертым – надежная команда и т. д.

    Мужские сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с противником. Крепкое убежище, единение сил, удача, использование собственного преимущества и слабых сторон противника – вот слагаемые успеха.

     Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни упаковываются в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, и, в первую очередь, мальчик выделяет модели  поведения, помогающие достичь успеха.

    Сформировать положительный образ девочки, обладающей такими качествами, как скромность,  трудолюбие, заботливость, терпение, миротворчество помогают русские народные сказки: «Маша и Медведь», «Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. Во всех женских сказках присутствует мужской персонаж.. Героиня по разному строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовится к счастливому супружеству. Эти сказки помогают постичь девочке смысл женственности. В каждой сказке имеется определенный урок для героинь. На бессознательном уровне в каждой женщине заложено желание найти достойного партнера, т. е. выбрать лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце, которое подскажет: этот человек – достойный, любящий и преданный, готовый всегда прийти на помощь. Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно учиться выбирать лучшее? Зачем нужно  учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость и ласка являются основными проявлениями женственности.

    Смешанные сказки имеют одинаковую концовку и обязательно заканчиваются воссоединением героя и героини – свадьбой. Они повествуют о взаимоотношении мужественности и женственности, и их гармонизации.

    Таким образом, сказка является эффективным средством в полоролевом воспитании.

    Проблема подготовки детей к выполнению социальных ролей в обществе, семье, а так же воспитания основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек, становится проблемой государственной важности.


Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz