Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 03.05.2024, 20:26 |
МКДОУ №4 город Сим | |
Приветствую Вас Гость |
|
Поговорим о нравственном воспитанииСтраничка педагога старшей логопедической группы "Журавлик" Дильман Татьяны Александровны (I квалификационная категория, педагогический стаж - 35 лет) Одной из важных проблем педагогической науки является нравственное воспитание. В наше время особую актуальность приобретает важнейшая из задач нравственного воспитания личности – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, выражающимися в категориях добра и справедливости... О нравственном воспитании детей разного
пола.
«…Из чего же, из чего же, из
чего же Сделаны наши мальчишки? Из пружинок и картинок, Из стекляшек и промокашек, Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из платочков и клубочков, Из загадок и мармеладок Сделаны наши девчонки!» Известный
отечественный социолог Д. В. Колесов считает: « полоролевое воспитание, цели и
задачи которого определяются интересами общества, является важнейшим разделом
нравственного воспитания, ибо связано с необходимостью укрепления семьи и
овладения подрастающим поколением культурой взаимоотношения полов». Итак,
проблема полов. Сколько лет она существует? Очевидно, столько, сколько существует
человечество. Чем вызваны психологические различия между мужчинами и женщинами?
Только ли физиологическими особенностями? В последнее время психологи все чаще
и чаще замечают, что решающую роль в половых различиях играет не столько
физиология сколько воспитание. С самого раннего возраста мы готовим детей к
разным психологическим ролям, ориентируем их на разные ценности и жизненные
задачи. Мальчиков и девочек воспитывают по - разному и поэтому формируют у них
разные потребности, и интересы. Детство для человека – это пора развития
основных физиологических функций. В этот период у ребенка формируется
психический пол его личности. Участие в формировании психического пола ребенка
принимают, прежде всего, родители и его ближайшее окружение. Мы сами «лепим»
мальчиков и девочек – каждого по своим правилам, следуя древнейшим традициям.
Рождается младенец мужского пола, и мы начинаем растить его мужчиной, отсекая
все проявления, которые нарушают образ мальчика. А если младенец женского пола
– лелеем все то, что помогает создать притягательный женский облик. С первых
лет жизни малыш слышит: «Не плач, как девочка!», или «Не дерись, ты же не
мальчик!». Любой родитель мечтает, чтобы его дитя выросло
здоровым, честным, добрым, умным и в итоге успешным в жизни. Но дорога к
счастью для мальчиков и девочек строится с учетом полоролевых норм общества. В
процессе становления детской психики очень велика роль игры и игрушек. Как
играют девочки – они раскладывают перед собой свои богатства – и кукол, посуду,
тряпочки – и играют в ограниченном пространстве. Им достаточно маленького
уголка. Игры мальчиков другие: они бегают друг за другом, бросают предметы в
цель, собирают и разбирают игрушки и т. д.,
используют при этом все предоставленное пространство. Игрушки и игры
помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые готовят их к
материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навык
сотрудничества. Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают
их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, Помогают развить
навыки, которые потом лягут в основу пространственных, математических и
технических способностей, поощряют независимое соревновательное поведение. Огромную
роль в нравственном воспитании мальчиков и девочек с учетом формирования у них
представлений мужественности и женственности, а так же о содержании семейных
ролей, является детская литература. Детская литература предлагает мальчикам и
девочкам разные модели поведения. Малыши
впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и
особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш не испытывал серьезных трудностей во
взаимоотношениях с противоположным полом, не стоит ждать, когда он вырастет.
Читая ребенку детские книжки, помогайте ему не только усвоить факты, но и
понять способ мышления, причины действий и поступков, которые совершает герой
произведения. Это можно сделать, задавая вопросы: какой герой этого
произведения? Почему он так поступает? О чем он думает? Что тебе в нем
нравится? И т. д. Сказка – сказкотерапию можно назвать «детским
методом», потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого
ребенка. Сказок великое множество, но в гендерном отношении все сказки, мифы,
легенды, и притчи можно разделить на три группы: - Мужские, где главный герой - персонаж мужского пола; - Женские, где главная героиня - персонаж женского пола; - Смешанные, где присутствуют герои и мужского и женского пола. Самые популярные сказки для формирования мужественности, смелости и отваги: «Три поросенка», « Колобок», «Иван - крестьянский сын и Чудо – Юдо», «Золотой ключик» Л. Толстого, «Айболит» К. Чуковского. В них показан важнейший для мужчины архетип борьбы. Причем, если в «Трех поросятах» дается успешный сценарий победы над превосходящим по силе противником, то в «Колобке» содержится важнейшее предупреждение о том, при каких условиях можно потерять поражение. На этих незамысловатых сюжетах можно объяснить мальчику, что при противостоянии с одним противником нужна сила, с другим – осторожность, с третьим – хитрость, с четвертым – надежная команда и т. д. Мужские
сказки символически транслируют мальчику знания стратегии и тактики в борьбе с
противником. Крепкое убежище, единение сил, удача, использование собственного
преимущества и слабых сторон противника – вот слагаемые успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве,
накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Ранние знания о жизни
упаковываются в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир, и, в
первую очередь, мальчик выделяет модели
поведения, помогающие достичь успеха. Сформировать
положительный образ девочки, обладающей такими качествами, как скромность, трудолюбие, заботливость, терпение,
миротворчество помогают русские народные сказки: «Маша и Медведь», «Хаврошечка»,
«Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и
др. Во всех женских сказках присутствует мужской персонаж.. Героиня по разному
строит с ним отношения: либо вступает в борьбу, либо готовится к счастливому
супружеству. Эти сказки помогают постичь девочке смысл женственности. В каждой
сказке имеется определенный урок для героинь. На бессознательном уровне в
каждой женщине заложено желание найти достойного партнера, т. е. выбрать
лучшее. А выбор лучшего тесно связан со способностью слушать свое сердце,
которое подскажет: этот человек – достойный, любящий и преданный, готовый
всегда прийти на помощь. Конечно, могут возникнуть вопросы: зачем девочке нужно
учиться выбирать лучшее? Зачем нужно
учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Ответ однозначен: чтобы
принимать и дарить любовь. Именно любовь, терпимость и ласка являются основными
проявлениями женственности. Смешанные
сказки имеют одинаковую концовку и обязательно заканчиваются воссоединением
героя и героини – свадьбой. Они повествуют о взаимоотношении мужественности и
женственности, и их гармонизации. Таким
образом, сказка является эффективным средством в полоролевом воспитании.
Проблема
подготовки детей к выполнению социальных ролей в обществе, семье, а так же
воспитания основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек,
становится проблемой государственной важности. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |