Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Чудеса тестопластики Страничка воспитателя подготовительной группы "Колокольчик" Пьяных Анны Васильевны (I квалификационная категория, педагогический стаж - 22 года)
«Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли».
Человек от природы – творец. Для этого у него есть всё: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках, глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – ЛЕПКА! Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок! Лепить можно даже из хлеба и воска.
Из всех материалов я выбрала тесто и стала успешно использовать в своей работе с детьми.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
Такое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Потом "налепленное" раскрашивается красками, лаком для ногтей, украшается всяческими блестками, бусинками, тряпочками. Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д. Главное тут пытливый ум, природное любопытство и желание создавать, постоянно творить что-то новое, не взирая на устоявшиеся правила.
Немного об истории тестопластики.
С давних времён люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. В Германии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проёме окон и крепились к дверям.
В Китае из солёного теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечке не меняли цвета, считались особенно привлекательными. Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится всё экологически чистое и сделанное своими руками.
А сам промысел - мукосол (хлебосол) - это старинный русский промысел. В давние времена подобные игрушки дарили друг другу в праздники, при этом говорили: "Дарю вам мукосол, чтобы был хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие". Когда-то считали, что фигурки из соленого теста, если их прикладывать к больным местам, избавляют от недугов. А архангельские женщины из такого теста пекли обереги мужьям- рыбакам. И если вдруг мужчин уносило в море, от голода их спасали именно эти мукосолки.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Мое знакомство с тестопластикой произошло, когда я пришла работать в детский сад, и стала перед задачей оформления творческой среды в группе для своих воспитанников. Тут-то и пришла на помощь тестопластика.
Я руководитель кружка «Тестовичок». Приходя в кружок, дети, как ни на каком другом занятии снимают свои негативные эмоции, никакие другие виды деятельности не производят такого эффекта, как разрывание теста на кусочки, а потом создание из него чего-то нового.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Тестопластика – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Дети лепят много и охотно. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его.
Лучшим способом ведения занятий с дошкольниками является вовлечение их в игровой процесс. На протяжении всего занятия старайтесь поддерживать общение.
Хочу отметить, что для успешных занятий необходима непринужденная, дружеская и веселая обстановка. Не побоюсь этой фразы – излучайте позитив! Прежде всего, занятия должны приносить удовольствие вам! Это и ваше творчество тоже. Иначе, зачем вы вообще решили заниматься с детьми в этом кружке?
При планировании будущего занятия тестопластики следует учитывать возраст детей. В 3-4 года детям бывает достаточно просто помять кусок теста. А если оно цветное… А если взять да смешать два разных цвета... А потом прилепить все это на соседкины волосы… Или размазать все это по ковру сандалиями?.. Ну и конечно попробовать на вкус.
Так что следите за «творчеством» внимательно. Не давайте малышам сложных заданий.
«Ребята, у кого дома мама готовит блины или лепешки? Вот это да! А давайте поможем вашим мамам и слепим лепешки из теста… Слепили? Тогда пусть у нас с вами будут веселые лепешки. Давайте нарисуем им глазки и улыбку!»
Не забывайте всячески поддерживать с ними беседу.
«Это домик? А кто в твоем домике живет? А как зовут мишку?»
Следует помнить, что одной из основных задач уроков тестопластики, является развитие у детей фантазии.
Для более старшего возраста можно придумывать задания посложнее. Прежде всего, пусть они научатся создавать основные элементы композиций. Такие как шарики, капельки, колбаски, жгутики.
Я убедилась, чтобы получить от детей какой-то результат необходимо использовать игровые технологии, через них развивать интерес к тестопластике. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.
В ходе занятия мы обыгрываем поделки, оживляем персонажи, читаем стихи, потешки, иногда включаю звукозапись, которая звучит на протяжении всего занятия, что способствует релаксации и поддержанию в группе спокойной атмосферы.
Постепенно, видя, как радуется ребенок, вылепив игрушку или украшение, в которую он вложил свой труд, выдумку, как начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своей деятельности, становится более уверен в своих возможностях – пришло понимание о более широком влиянии тестопластики на развитие творческого потенциала.
|
Календарь |
---|
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|